В 1892 г. началось строительство Качикатской Николаевской церкви в с. Кердем Благочинный Якутских церквей священник Василий Бережнее дал рапорт Его Первосвященству Милентию - епископу Якутскому и Вилюйскому; «Честь имею благопокорнейше донести, что благословению Вашего первосвященства, закладка фундамент Качикатского Николаевского храма на речке Лютенгэ свершено мною 24 апреля 1892 года». (Рукопись Н.Д. Тордеева.)
По сооружению Качикатской церкви, согласно по контракту, подрядчиком был некий Чагин, вероятно, из якутских купцов или предпринимателем. Из местных жителей мастерами работали Петр Тихонов по прозвищу Чемчок из Качикатского наслега и Николай Алексеевич Борисов, по прозвищу Бэриэскин из 2 Жемконского наслега – знатоки строительства русских домов. В 1906-1909 гг. старостой церкви был избран Гавриил Константинович Павлов – богач 2 Жемконского наслега, а с 1910 г. Семен Петрович Барашков – известный богач Качикатского наслега.
Из архива материалов известно, что Г.К. Павлов в пользу церкви пожертвовал 500 рублей от себя и 2500 рублей, собранных с населения. А С.П. Барашков от себя пожертвовал 700 рублей, от населения своего наслега – 300 рублей. За эту меценатскую деятельность в 1912 г. Оба они были награждены серебренным медалями на Станиславской ленте для ношения на груди. Интересно, что в представлении к награде С.П. Барашкова стоит подпись старшины Качикатского наслега Афанасия Елисеевича Кулаковского. При церкви с 1 сентября 1898 г. существовала церковноприходская школа. Приход составляли якуты Качикатского и двух Жемконских наслегов, при этом численность прихожан в 1914 г. составляла 4175 человек.
Все церковники владели якутским языком, и слово Божье передавали местному населению на их родном языке. Церкви в Якутии по своей архитектуре не уступили церквям центральной областей России, только ни одна из них не имела позолоченного купола и такого богатого внутреннего убранства, как в России. Единственная, дошедших до наших дней, Качикатская Николаевская церковь в с. Кердем за свой долгий век стала свидетелем многих событий, которые из человеческой памяти со сменой поколений постепенно выветриваются. Например, в 1929 г., в «год великого перелома», активистами Советской власти были собраны кресты и колокола. А еще раньше, 12-13 февраля 1922 г., около церкви разыгралась вовсе трагическое событие, когда небольшой отряд во главе с пьяным командиром зарубил и расстрелял последнего попа и 16 мирных жителей. «Вина» последних состояла в том, что у кого-то из них повстанцы реквизировали сено, кого-то под страхом расстреляли, заставили собрать свечи у населения. Красные же усмотрели в поступках этих несчастных пособничество бандитам.
Во времена советской власти здание церкви долгое время служила клубом, складом, затем и вовсе простаивала, осенью размещали студентов, прибывших на уборочную работу.
В феврале 1989 г. писатель Суорун Омоллоон, в то время работавший над организацией Соттинского музея, прибыл с указом Министерства культуры о передаче здания церкви в Соттинский музей. В тот же вечер был созван срочный сельский сход. Все прибывшие на сход, единодушно приняли решение об отказе. Постановлением этого схода было принято решение о реставрации здания и создать на базе церкви историко-этнографический музей. Ответственным был назначен Захаров Роберт Константинович. С того момента произведено много работы по улучшению и расширению музея.
В 1990г. директор совхоза «50 лет Октября» Н.Ф. Трофимов предоставил 4-х квартирный дом для музея. 1991 году все экспонаты, собранные жителями наслега были перевезены в новый дом. Территория музейного комплекса занимает 1 га самого высокого холма села.
Здание музея построили, пристрой (галерея), в середине постройки имеется открытая площадка для отдыха, в ней находится «Аал лук мас». Все музейные стенды и экспонаты рассказывают о жизни и развитии наслега.
С 1991 года по инициативе энтузиаста – краеведа Захарова Р. К. в с. Кердем создан этнографический Музейный комплекс «Самартай». На территории музея расположены памятники истории и архитектуры: уникальный, единственный в улусе дошедший до наших дней памятник архитектуры и истории – Качикатская Николаевская церковь, построенная в 1892 г.; зерносушилка богача-мецената С. П. Барашкова; шестигранный дом-бабарына строение 18 века; двухуровневый амбар богача Кирилла Скрябина построенный 19 веке для защиты от «разбойника Манчаары»; летний балаган 18 века.
В самом музее собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о быте и культуре якутов, о флоре и фауне нашего края, документы, фотографии экспонаты по истории края и села. Также можно увидеть эвенские, якутские седла с древней чеканкой из серебра. Здесь проводятся самобытные праздники (ысыах, куйур), спортивные соревнования по национальным видам спорта, конкурсы ледовых скульптур. Туристы могут получить представление о древней культуре народа саха: услышать звон хомуса и тойук, увидеть национальные обряды - очищения, встречи солнца.